На дне водохранилища

Проект называется «Культурное наследие зон затопления Куйбышевской и Саратовской ГЭС на территории Ульяновской области». Это инициатива исходила от Игоря Игоревича Егорова, председателя счётной палаты Ульяновской области, который является заместителем Попечительского Совета регионального отделения Русского географического общества, а затем поддержана Губернатором Ульяновской области.  Аналогичный проект уже три года работает в соседней Республике Татарстан, где ищут затопленные и разрушенные православные храмы, мечети, пытаются восстановить их историю, извлекают со дна водохранилища различные артефакты.В сфере интересов экспедиции не только затопленные храмы, но всё культурное наследие зоны затопления, в том числе, в современной прибрежной зоне – история населённых пунктов, справки о находящихся или находившихся там памятниках, архитектурных, монументальных, археологических. Храмы ведь появлялись не на пустом месте. Их строили там, где уже были богатые культурные традиции. Сама по себе старая пойма Волги была замечательной во всех отношениях местностью, где были и прекрасные природные ландшафты, и множество памятников материальной культуры.  Достаточно сказать, что самые ранние поселения волжских булгар находились именно по берегам старого русла реки и сейчас находятся в зоне затопления. Под воду ушло множество памятников  других эпох – начиная с каменного века и кончая русскими деревнями середины XX века.Сейчас идёт активная работа в архивах Ульяновска и Самары. Уже составлены списки полностью или частично затопленных населённых пунктов – всего их порядка 85. Например, половина Старой Майны сейчас находится под водой. Но далеко не всегда по одним только архивным данным можно определить, было ли затоплено село, находится ли храм в зоне затопления. Так что, очень важная часть работы – беседы с местными краеведами, старожилами, осмотр местности. Бывает так, что проектировщики ошибались, и церковь, которая по документам входила в зону затопления, на самом деле оставалась на берегу. Так что приходится привлекать самые разнообразные источники. К сожалению, подробные военные карты, где подробно отражена местность до затопления, до сих пор засекречены. Гражданские карты тех времён сохранились отдельными фрагментами, и не на всех показано, где находились церкви.
Планируется, что на берегах в районах затопленных сёл и разрушенных церквей будут установлены памятные знаки. Сейчас в нашем списке восемнадцать затопленных храмов. Не думаю, что это полный список, работа в архивах продолжается, и я думаю, что в него добавится от двух до четырёх объектов.  И тех церквей, о которых уже есть сведения, десять были деревянными. Их вообще нет смысла искать, поскольку деревянные строения перед затоплением разбирали. Из каменных храмов только по семи есть относительно точные координаты. Но задача экспедиции не только в поисках мест, где были строения, но и  выявление различных интересных фактов из истории населённых пунктов. Например, в Архангельском около церкви до момента затопления лежала булгарская надгробная плита предположительно XIV века с надписью арабской вязью.

Удалось также найти много фотографий затопленных населённых пунктов. Например того Архангельского – 98 снимков конца 40-х годов. Их нам предоставила Поволжская социально-гуманитарная академия. Их в своё время сделал тогдашний директор школы, будущий доктор филологических наук Дмитрий Алексеев. Кстати, он пришёл к выводу, что это село основали переселенцы с Верхнего Поволжья, поскольку у них был северорусский говор. Сейчас село находится на новом месте, а прежнее полностью попало в зону затопления. Кроме этого удалось найти много фотографий села Головкино, известного тем, что там находилось имение графов Орловых, что это село посещала Екатерина Великая, а в 1785 там была построена церковь во имя Вознесения Господня. Предположительно, по проекту известного зодчего Василия Баженова. Перед затоплением она была взорвана. Когда уровень водохранилища опускается, кучу щебня можно видеть в районе Головкинских островов.
В Сенгилее был известный на всю губернию Покровский собор, построенный в 1814 году, ныне также затопленный. И его настоятель Василий Гаврилович Зимнинский в 1848 году получил благословение от епархиального начальства на «предоставление Русскому географическому обществу географических, статистических и этнографических сведений». Так что священники здесь занимались не только церковными службами и миссионерской деятельностью, но и научными изысканиями.
Если говорить о храмах, то при строительстве водохранилища пострадали даже те их них, что остались на береговой черте. Например, храмы в Волостниковке, Кремёнках и Криушах были снесены под предлогом того, что всё равно они обрушатся из-за размывания берега. Что касается проблемы в целом, то были нужды того времени, и есть нынешняя ситуация. Если в краткосрочной перспективе от этой грандиозной стройки были какие-то экономические выгоды, то сейчас можно говорить о том, что негативные последствия оказались куда серьёзнее, чем предполагалось. Весь Волжский каскад ГЭС вырабатывает менее трёх процентов электроэнергии, производимой в России. Но были уничтожены колоссальные природные богатства, потеряно порядка шестисот тысяч гектаров самых плодородных земель. Никто не учитывал и морального ущерба оттого, что люди теряли свою малую родину. Подчистую уничтожено культурное наследие, а потом смыт весь культурный слой, причем там, где наверняка были самые древние поселения людей в этом крае. К тому же у любого водохранилища есть определённый срок эксплуатации, который определяется уровнем заиливанья. И срок этот – 70-100 лет. И что делать, когда водохранилище превращается в болото, никто не знает… Главный урок гидростроительства на Волге – нельзя строить экономическое благополучие за счет уничтожения культурной и природной среды!
Село Старая Майна было образовано в 1655 году, хотя на месте современной территории рабочего посёлка археологи обнаружили археологические памятники как минимум полуторатысячелетней давности. Каменную Александро-Невскую церковь построили в 1872 году. Она являлась приписной к Богоявленской церкви села, значительно уступая ей в размерах и богатстве утвари. Перед затоплением Александро-Невскую церковь разрушили - предположительно в 1954 – 1955 годах.

Село Старая Грязнуха было одним из наиболее старинных и больших сёл Старомайнского района, одно время входившее в Жедяевскую волость Казанской губернии. Основано выходцами из Нижегородского уезда в 1674 году. Первую однопрестольную деревянную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца возвели в 1712 году – это одна из самых ранних дат в истории сооружения храмов на территории данного района. Через 194 года, в 1906 году, на средства прихожан построили новую однопрестольную каменную церковь также во имя Святителя Николая Чудотворца. Священником был Гаврила Александрович Троицкий. Однако новому храму была суждена недолгая жизнь, так как в 1955 году его взорвали, а в 1956 – 1957 годах бывшее село затопило Куйбышевское водохранилище.
Источник
В УЛЬЯНОВСКОМ РЕГИОНЕ ИЩУТ ЗАТОНУВШИЕ СВЯТЫНИ

Областное отделение русского географического общества намерено в течение двух лет проводить мероприятия по поиску затонувших святынь. Программа мероприятий включает проект «Культурное наследие зон затопления Куйбышевкой и Саратовской ГЭС», который в свою очередь делится на два этапа: проведение научно-исследовательской работы в музеях, библиотеках и архивах Самары, Ульяновска, Димитровграда, Старой Майны, Сенгилея, Чердаклов и Новоульяновска, а также подводные поиски в акватории Куйбышевского водохранилища.

По информации регионального правительства в рамках реализации проекта проведены архивные исследования и водолазные экспедиции. Весной текущего года была осуществлена экспедиция в Старомайнский район, где были организованы водолазные работы на территории затопленных Александро-Невской церкви в Старой Майне и Николаевской церкви в селе Старая Грязнуха.

В списке мероприятий значатся 18 храмов, которые были полностью затоплены в Куйбышевском водохранилище. В скором времени пройдут подводные экспедиции на Волге в Чердаклинском, Мелекесском и Сенгилеевском районах, которые позволят провести эхолокацию дна Куйбышевского водохранилища, после чего будут организованы водолазные погружения.

Источник


Александро-Невская церковь в с Старая Майна была построена в 1972 году

Перед затоплением её разрушили ( предположительно 1954-1955гг)



Всего в двух верстах к юго-востоку от прежней Старой Грязнухи, на правом берегу Майны располагалась деревня Новая Грязнуха. Сегодня взгляд напрасно скользит по обширной водной глади водохранилища, пытаясь зацепиться за какой-нибудь заметный ориентир, чтобы с уверенностью сказать: вот здесь на изгибе реки Майны стояла деревенька… Под водной толщей рукотворного моря скрыты все её следы, все чудные видения окружавшей её природы, и лишь в памяти очевидцев остались неизгладимые восторженные воспоминания… 


Современная же история села началась во второй половине 17 века. Об основании Грязнухи сохранились лишь скупые строки из проведенного в 1699 году опроса. Так триста лет назад Максимко Михайлов рассказывал, что отец его пришёл в Грязнуху 25 лет назад (в 1674 году) из села Сергач Нижегородского уезда и что в переписных книгах (1678 года) его отец и он написаны… За отсутствием других источников можно считать основанием села 1764 год. Предположительно, что и в образованной Грязнухе тоже была построена церковь с престолом во имя Николая Чудотворца… Примечательно, что за селом продолжительно употреблялось и другое название - по церковному престолу Никольское. В 1906 году на средства прихожан в селе построена новая каменная церковь, однопрестольная во имя Святителя Николая Чудотворца. ......
 в 1955 году его взорвали,а в в 1956-1957 году его затопило Куйбышевское водохранилище.....Важно и то, чтобы нынешнее и последующие поколения ценили бы то, что им досталось, учились относиться ко всему построенному бережливо и не пытались всё растащить, разрушить, как бывало прежде. 

Источник



Никому не было дела и до того, что строительство коснется людей, только что переживших войну. В городах и селах еще продолжались голод и разруха, а в один прекрасный день живущих на берегу Волги поставили перед фактом, что грядет великое строительство и они должны покинуть свои дома. Люди даже ради глобальной социалистической идеи электрификации всей страны не хотели терять свои дома, бросать могилы близких. Нередко к делу подключались прокуратура, НКВД, особо упорствующих увозили насильно.

Очевидцы тех событий, рассказывая о "великом переселении", до сих пор плачут, говорят, что их души остались под водой. Когда началось затопление реки, были случаи, что по воде плавали гробы. А если и перевозили кладбища, то у населения от скорби разрывалось сердце: приезжал экскаватор, выкапывал могилы, собирал останки в кучу и перевозил на новое место. Там рыли большую яму, в нее сбрасывали все кости. В Крестовом Городище, рассказывают, существует такая "братская" могила.

Миграция сотен тысяч людей, оторванных от традиционных видов деятельности, сегодня обернулась тем, что наши подъезды заплеваны, а возле домов - груды мусора. Мы потеряли историю волжских поселений. Под водой остались ценнейшие археологические памятники.



Комментариев нет:

Отправить комментарий