История создания водохранилища



С 1950 года начинается эпоха возведения наиболее крупных гидроузлов на Волге и Каме - Куйбышевского, Сталинградского (Волгоградского), Горьковского, Камского, позже - Воткинского, Саратовского, Нижнекамского и Чебоксарского (см. илл. 9). К 1982 году Волжский и Камский каскады из 12 (в том числе реконструированный Верхневолжский бейшлот) гидроузлов и водохранилищ был создан почти в полном объёме (см. таблицы 1 и 2). Гидростроительством была охвачена вся страна, особенно (кроме Волги и Камы) интенсивно шло сооружение гидроузлов и водохранилищ в Сибири на реках Ангара и Енисей и на Украине - на Днепре и на Дону.
Известный специалист в области гидростроительства А.Б. Авакян в 1970 году указывал на такие плюсы водохранилищ комплексных гидроузлов:
- дают воду для орошения миллиона с лишком га поливных земель;
- облегчают доставку грузов из внутренних районов страны;
- без них не могли бы существовать современные гиганты тепловой энергетики, «выпивающие» в одну секунду 100-200 кубометров воды;
- снимают проблему с водоснабжением городов и промышленных предприятий;
- спасают многие районы страны от наводнений (в том числе Москву);
- доставляют много удовольствия туристам и людям, проводящим свои отпуска в санаториях и домах отдыха, построенных в чудесных местах на берегах водохранилищ [66].
Что ж, о плюсах мы узнали, о минусах поговорим попозже.
Мощный маховик раскрутился не на шутку… Безудержное гидростроительство продолжалось до начала 90-х годов XX века, до развала советской империи. Прошедшие годы  показали, что при возведении Волжского каскада ГЭС были допущены крупные ошибки и просчёты, они не удовлетворяют даже минимальным экологическим требованиям, не говоря о потерях земли и многом другом, на чём я ещё очень подробно остановлюсь. Обоснование проектов гидроузлов зачастую проводилось в угоду сиюминутным политическим веяниям.Кунеевлаг… Многие люди до сих пор ничего не знают об истинных масштабах использования рабсилы заключённых на строительстве Куйбышевского гидроузла, некоторые знают об этом факте лишь в общих чертах, и практически никто не владеет конкретной информацией по этому вопросу.Сооружение Куйбышевского гидроузла осуществлялось в основном силами заключенных Самарлага (1937-1940), Безымянлага (1940-1946) и Кунеевлага (1949-1958). Подавляющее количество работ выполнили осужденные Кунеевлага (Кунеевский ИТЛ). Численность осужденных Самарлага колебалась от 2159 до 36761 человека, Безымянлага  от 5963 до 91211 человек, Кунеевлага  от 1253 до 46507 человек.
На тех местах, где через несколько лет должны были появиться плотина и здание гидроузла, находились соответственно левобережная деревня Кунеевка и правобережный рабочий посёлок Жигулёвск. В нескольких километрах располагался районный центр город Ставрополь-на-Волге, полностью попадавший в зону затопления и к 1955 году полностью переселённый.
И вот наступило 31 октября 1955 года. Читатель, знаешь ли ты, что произошло в этот день? Нет? Как здесь не вспомнить слова В.С. Пикуля: «А вы знаете, какой сегодня день? Никто не знает, никто не помнит. Отвыкли мы помнить то, что забывать нельзя.  А кто мало помнит, тот мало и знает. В этом наша беда!».
В тот роковой день, 31 октября 1955 года произошло событие (точнее, началось 30, а закончилось 31 октября), положившее начало гибели Волги, - перекрытие её русла
Интересный и красноречивый факт: информация о переселении населённых пунктов и переносе строений почти не афишировалась и носила, в общем-то, закрытый характер. В провинции часто негде было узнать даже строго дозированную или сильно искажённую и урезанную официальную информацию о каком-либо событии, не говоря уже о достоверных сведениях.
Ульяновская область.
Общая площадь затопляемых земель области «составила 196,0 тыс. га, из них усадебных земель 2,5 тыс. га, пашни 23 тыс. га, сенокоса и выгона 52,2 тыс. га, леса и кустарника 76,3 тыс. га, под водой 25,7 тыс. га и прочих земель 16,3 тыс. га» [10].
Подлежащая затоплению площадь районов области при уровне водохранилища +51,0 метров в 1950 году оценивалась в 152,8 тысяч гектаров (15,4% общей площади этих районов), земельных угодий колхозов - 74,6 тысяч гектаров (13,4%), гослесфонда - 60,8 тысяч гектаров (22,5%) [1].
  Водохранилище затрагивало 8 административных районов: Старомайнский, Чердаклинский, Мелекесский, Николо-Черемшанский, Сенгилеевский, Ульяновский, Ишеевский и Теренгульский (38 гектаров лугов колхоза имени Булыгина), а также Володарский (Нижняя Терраса), Сталинский (Засвияжский) и Ленинский районы Ульяновска. По акту приёмки под затопление зоны водохранилища Куйбышевской ГЭС до НПГ 46 метров в пределах Ульяновской области, в зону затопления попадало полностью или частично 83 населённых пункта, в том числе 3 города: Ульяновск, Мелекесс и Сенгилей - и 1 рабочий посёлок Никольское-на-Черемшане [10]. Полностью должно было затопить места 59 бывших поселений [10].
К 1956 году из 85 попадавших в зону затопления населённых пунктов переселились на новые места 32, из них создалось 11 новых. 33 населённых пункта переселились внутри одних и тех же поселений, то есть из затопляемой или подтопляемой зоны на более возвышенные места. В результате  вместо 310 ранее существовавших осталось 259 населённых пунктов [3].
Правда, точное число пострадавших от водохранилища поселений выяснить окончательно пока трудно. В разных документах их количество варьируется от 79 до 87. По моим подсчётам, всего в Ульяновской области к 1958 году затопило 87 населённых пунктов (в том числе 3 города и 1 рабочий посёлок), из них 57 полностью и 30 частично (см. приложение № 6).
Главной достопримечательностью старинного села Головкино Старомайнского района была Воскресенская церковь-красавица, построенная в 1785 году предположительно по проекту гениального зодчего В.И. Баженова (см. илл. № 20, 42). Вот что рассказывал старомайнский краевед Ю.Н. Мордвинова о её трагической судьбе: «Последним шагом к низвержению «проклятого прошлого» стало строительство в 50-е годы ложа будущего водохранилища. В сознании простых селян не укладывалось, что церковь, имеющую историческую ценность, можно разрушить, и до последнего надеялись на её сохранение для потомков. На место намеченного разрушения прибыла спецкоманда. Взрывники, просверлив отверстия в стенах церкви и большой бетонной Наумовской мельницы, произвели взрывы. Огромное облако пыли заслонило на время бездумную жестокость XX века, а когда пыль осела, то перед взорами людей предстала жуткая картина разрушений» Ага-Базара. На его территории обнаружили следы человека, начиная с бронзового века, а также раннеболгарские землянки XI-XII веков, золотоордынские жилища XIII-XIV веков, языческое святилище и прочее.
КАЭ было исследовано несколько раннебулгарских памятников - это Кайбельское городище и могильник (Н.Я. Мерперт, 1952-1953 гг.), Пальцинские селища (Т.А. Хлебникова, 1954 г.) в Чердаклинском районе, Криушское селище (1957 г.) в Сенгилеевском районе Ульяновской области, а также погребение VIII-начала IX века у села Хрящёвка Ставропольского района, Куйбышевской области, и другие. Они дали ценнейший материал по слабоизученному периоду истории волжских булгар. Указанные погребения по обряду захоронения и вещевым наборам были аналогичны материалам салтово-маяцкой культуры Подонья, отражая процесс проникновения приазовских болгар в Среднее Поволжье и их слияние с местным населением.
Множество селищ булгарского времени (X-XIII вв.) было обследовано, например, в Ульяновской области по нижнему течению реки Майны, около сёл Архангельское и Ботьма Чердаклинского района и по нижнему течению реки Утки. Особенно интересные материалы дали два селища близ деревень Большое и Малое  Пальцино в Чердаклинском районе. Судя по вещевым находкам, они в средневековье располагались около крупного городища. К сожалению, Волга размыла его, как и немало других памятников, ещё до заполнения водохранилища в 1955-1957 годах.
Среди прочих исследований также можно выделить раскопки большого городища домонгольского времени у деревни Балымеры Куйбышевского района Татарстана, а также Берёзовского, Тарновского и других селищ того же времени в низовьях реки Усы Шигонского района, Куйбышевской области. Кстати, раскопки Берёзовского селища открыли землянки славянского типа, славянскую керамику и крестик - неоспоримые доказательства славянского присутствия в Поволжье. Также славянскую керамику XII века нашли на Зеленовском селище в Старомайнском районе Ульяновской области.
Многие из описанных мною памятников X-XIII веков продолжали существовать и в золотоордынское время (2-я пол. XIII-XV вв.). Кроме них, обследовались Ундорское и Симбирское городища близ Ульяновска, Головкинское селище в Старомайнском районе, Ульяновской области, и многие другие.
Хронологически исследования КАЭ ограничивались концом XVI-началом XVII века, когда возникали русские деревни. А.П. Смирнов указывал, что, например, в Ульяновской области «к их числу надо отнести селище близ д. Палицина и между Б. Палицыным и Сосновкой, продолжавшее существовать и позднее, в XVIII-XIX вв. Такие же селища открыты близ Архангельского, Ботьмы и Головкина» [137].
К сказанному хочу добавить, что в Среднем Поволжье, по берегам Волги, Камы и их притоков, особенно в левобережье, были сконцетрированы ценнейшие памятники практически всех эпох, начиная с каменного века, причём многие из них давно были известны как районы значительного сосредоточения разновременных археологических памятников. То есть у одного населённого пункта в непосредственной близости друг от друга (или на одном месте) располагались, например, стоянка каменного века, поселения и курганы эпохи бронзы и поселения и могильники более поздних времён. Перечислю несколько наиболее ярких примеров таких мест (до затопления): село Хрящёвка, Ставропольского района, Куйбышевской области, село Кайбелы, Чердаклинского района, Ульяновской области, город Куйбышев татарский и сёла Болгары, Ново-Мордово Куйбышевского района ТАССР. Конечно, примеров можно было бы привести ещё несколько десятков, если не сотен. 
Увы, в 1955-1957 годах с наполнением Куйбышевского водохранилища  почти все названные мною и большое количество невыявленных археологических памятников ушло под воду…
Императорский мост

Комментариев нет:

Отправить комментарий